ООП ДОО
Основная образовательная программа дошкольного образования – это основной нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования
( далее Программа) реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям ( образовательным областям) – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому. Основная образовательная программа дошкольного образования создана как программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа состоит из обязательной части, разработанной с учётом используемой в ДО «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями).
Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Конвенция о правах ребёнка, 1989 г;
Постановление правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении
положения о дошкольном образовательном учреждении»;
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений» (утверждён постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:
Мозаика-Синтез, 2014 года.
Цели и задачи реализации Программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальными образовательными программами, работой объединений дополнительного образования, направленных на развитие детей в нескольких образовательных областях.
Особое внимание в Программе направлено на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной и другой деятельности ), музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- формирование общей культуры личности детей;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ;
- формирование социокультурной среды;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей;
- оказание необходимой коррекционной помощи детям.
Программа содержит целевой, содержательный и организационный раздел.
В первом разделе охарактеризованы цели и задачи ООП ДО, принципы и подходы к построению Программы, представлены характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, широко представлен материал по достижению планируемых результатов как ориентир освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.
Во втором разделе Программы раскрыто содержание психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, комплексно-тематическое планирование по возрастам, а так же формы, способы, методы и средства реализации Программы. Вариативная часть представлена в виде описания способов поддержки детской инициативы, в виде описания особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В третьем разделе отражены аспекты организации жизнедеятельности детей (режимы дня, режим двигательной активности, планирование образовательной деятельности), материально-техническое обеспечение и организации предметно-пространственной среды ДО.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальными образовательными программами, работой объединений дополнительного образования, направленных на развитие детей в нескольких образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
В четвёртом разделе представлена короткая презентация программы:
Название: МБДОУ "Детский сад №16 "Чебурашка""
Учредитель: МКУ ДГУО г.Дербента
Форма собственности: муниципальная
Год основания: 1972 год
Юридический, фактический адрес: г. Дербент, ул. Алиева, дом 6
Телефон: 8(928) 585-03-46
e-mail: detskii_sad_16@mail.ru
Официальный сайт в сети интернет: https://dag-16-che.tvoysadik.ru/
Количество групп: 11
Возрастная категория детей: с 2 до 7 лет
В Программе нашли своё отражение и особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка – это непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Детский сад должен создавать возможности (ФГОС ДО п. 3.2.8.):
1. для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2. для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3. для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.
Родители могут выступать:
- в роли ассистентов и помощников при проведении какого – либо вида деятельности с детьми;
- в роли эксперта, консультанта или организатора;
Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищённость в мире, который их окружает.